С 1 ноября 2025 года в России запланировано увеличение утилизационного сбора, что может оказать серьезное воздействие на автопарк страны, приводя к ухудшению уровня жизни граждан. Вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин выразил свои опасения по этому поводу, подчеркивая, что такая мера может негативно отразиться на потребительских возможностях автолюбителей, сообщает Дзен-канал "РИАМО".
Опасения экспертов
По мнению Шапарина, повышение утильсбора на иномарки способно ускорить процесс старения автопарка, что, в свою очередь, снизит качество жизни населения. «Необходимо поддерживать отечественных производителей, однако в сегментах, где нет сильных локальных игроков, следует помнить о потребительской мобильности», — отметил он.
Специалист аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто также пришел к выводу, что новый утилизационный сбор может стать непродуманной мерой. По его мнению, учитывая географические особенности России и растущий отложенный спрос на автомобили, повышение таких сборов может не обеспечить желаемые финансовые поступления в бюджет.
Исторические примеры и влияние на рынок
Моржаретто напомнил, что история знает случаи, когда высокие финансовые барьеры для покупки автомобилей устанавливались в небольших странах с высокой плотностью населения, и это редко работало на пользу потребителям. Российский автомобильный рынок уже столкнулся с последствиями резкого увеличения утилизационного сбора в 2024 году, что привело к падению покупательского спроса на 30%.
С 1 ноября вводится новое правило: стоимость утилизационного сбора на автомобили увеличится, включая коэффициенты, связанные с мощностью двигателя. Это решение может нанести удар по «серому» импорту и заставить автомобильные компании локализовать производство на территории России, тем самым меняя динамику всего рынка.
Что ждет автомобилистов?
Вводимые меры создают неопределенность для автомобилистов и могут осложнить условия для покупки новых автомобилей. Мешая экономическому росту в автосекторе и снижая потребительские возможности, такие изменения поднимают вопрос о будущем автомобильной промышленности в стране.