В Москве произошла удивительная и совершенно абсурдная ситуация: один человек приобрел два земельных участка, а затем один из них просто исчез из реестра, уступив место многоквартирному дому. Эта история поднимает важные вопросы о праве собственности и бюрократических механизмах, пишет Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".
Что произошло?
Несколько лет назад гражданин Б. купил два смежных земельных участка по 12 соток, чтобы построить на них дом своей мечты. Однако, из-за финансовых трудностей, стройка не началась сразу, и только спустя годы Б. решил приступить к делу. Но при очередном визите на участок он обнаружил, что на одной из его земель уже идет активное строительство многоквартирного дома.
После общения с застройщиком выяснилось, что в 2020 году Департамент городского имущества Москвы выделил этот участок для застройки, и, по какой-то причине, его участок оказался внутри нового границ. В Росреестре же Б. обнаружил, что его земель в базе больше нет — сведения о нем исчезли без следа, хотя все оригинальные документы оставались у него на руках.
Неудачные попытки восстановить права
Сначала гражданин Б. попытался обратиться в Росреестр с целью восстановить границы своего участка. Однако, получив отказ, он начал судебное разбирательство с требованием вернуть его права. Суд первой инстанции и апелляция отклонили иск, сославшись на невозможность воздействия на новый участок, который был зарегистрирован на пустом месте. Судьи указали, что сначала необходимо исключить новый участок из реестра, а лишь затем пытаться восстановить границы старого.
В дальнейшем Б. подал новые иски, уточнив свои требования. Он стремился признать многоквартирный дом самовольной постройкой и потребовать его сноса. Однако, несмотря на упорные усилия, суды вновь отказали, на этот раз указав на пропуск срока исковой давности. Судьи посчитали, что Б. должен был сразу подавать иск на исключение участка застройщика из реестра, что, по их мнению, не было сделано вовремя.
Вопросы о праве собственности
Эта история ставит под сомнение всеобъемлющую защиту прав собственников земельных участков. Как можно допустить, чтобы законно приобретенный участок исчез без следа? Может ли бюрократическая ошибка отрицать права гражданина на его собственность? Прецедент данного случая послужит важным примером для будущих споров, касающихся прав на землю и землевладения в России.































