В недавнем судебном разбирательстве УО из столицы столкнулась с серьезными трудностями при взыскании долгов за коммунальные услуги. Из-за изменений в экономической ситуации и ключевой ставке Центробанка России, начисление пеней стало настоящим испытанием для многих управляющих компаний.
Сложности с расчетами и последствия ошибок
С 2022 по 2025 год произошли значительные колебания ключевой ставки, что повлияло на способы начисления пеней. Ошибки в расчетах могут привести не только к отказу в иске, но и к значительным финансовым потерям для управляющей организации. УО, которая обратилась в суд на должников, указала на образовавшуюся задолженность в размере 56 тысяч рублей, но также требовала дополнительные 80 тысяч за пени за просрочку платежей.
Суд первой инстанции поддержал компанию, отметив, что граждане обязаны оплачивать ЖКУ в срок. Однако дело началось с того, что должники не предоставили никаких документов для опровержения расчетов УО, что в итоге привело к успешному исходу дела для компании. Суды подтвердили право УО на начисление пеней в соответствии с действующими нормами.
Правила расчета и законодательные нюансы
При расчете пеней за неоплату ЖКУ управляющие организации должны учитывать, что согласно статье 155 ЖК РФ, пени начисляются с 31-го дня просрочки. Первоначально он составляет 1/30 ключевой ставки рефинансирования, а после 90 дней — 1/130 этой ставки. Важно отметить, что снижение ключевой ставки также влияет на размер пени, следовательно, управляющим нужно тщательно следить за изменениями в законодательстве.
В феврале 2022 года Центральный банк повысил ставку, что вызвало рост штрафов за неоплату. Правительство в ответ ввело ограничения на уровень пеней, чтобы не создавать дополнительную финансовую нагрузку на граждан.
Рекомендации для управляющих организаций
Управляющим компаниям для эффективного взыскания долгов следует учитывать следующие рекомендации:
Соблюдение всех норм и правил позволяет избежать многократных отказов в судах и значительно повысить сбор долгов за ЖКУ, что критически важно для финансовой устойчивости управляющих организаций.